Погрузчики или грузчики? Современные тенденции складских технологий

29 августа 2018, среда

Сегодняшние тенденции в определении значимости роли склада в товарообороте значительно изменились. В целом от 30 до 60 % конечной стоимости продукта составляют затраты на его хранение, складскую переработку и доставку до конечного потребителя. Для Беларуси, как транзитной страны – это актуальнейшая проблема. В этой связи многим компаниям необходимо сконцентрировать усилия на правильной организации работы склада, как главного звена в логистическом процессе. И здесь не последнюю роль играет грамотная укомплектованность склада грузоподъемной техникой.

Что раньше мешало

Многое в складской системе страны определило советское прошлое. На всех складах долгие годы работали болгарские вилочные погрузчики «Балканкар» и гидравлические тележки. Что парадоксально, этот «пережиток» до сих пор не изжит и техника «Балканкар» составляет около 25-30% парка погрузчиков республики. Из них около 80% занимают знаменитые болгарские дизельные погрузчики и лишь 20% - электропогрузчики и платформенные электротележки. Когда перед заказчиком возникает вопрос приобретения нового оборудования, по инерции он тяготеет к дизельным погрузчикам с запасом по грузоподъемности в 1,5-2 раза, аргументируя выбор тем, что всегда ими работали. А между тем, времена изменились, и работать по старинке неэффективно. При выборе дизельного погрузчика зачастую про экономию и говорить не стоит. Во-первых, топливо далеко не дешевое как это было прежде, а во-вторых, обслуживать такую технику, зачастую не при лучшем качестве топлива, оказывается весьма накладно. В-третьих, выброс вредных веществ дизельного двигателя и задымление помещения, ограничивает применение таких погрузчиков при работе со многими группами товаров. В дополнение к этому, держать целую армию грузчиков для перекатывания тележек – неразумно.

Сегодняшние тенденции

Современный склад немноголюден. На смену крепким грузчикам с «туманным взглядом» пришли операторы грузоподъемной техники и зачастую слабого пола. Склад ушел от напольного хранения – первостепенна максимальная оптимизация складских площадей. На смену пришло вертикальное хранение товаров. Имеющееся передовое технологическое обеспечение позволяет обслуживать стеллажное пространство на высоту более 14 метров. Стеллажи становятся выше, а межстеллажное пространство уже. За погрузчиком осталась роль сообщения между рампой и фурой, а зачастую и эту роль на современном складе выполняют электрические перевозчики паллет при наличии выравнительных платформ. Стоимость ведомых электрических тележек примерно в 3 раза дешевле погрузчика, они просты в управлении и не требуют особых навыков и опыта для работы оператора. Главное преимущество погрузчика – неприхотливость к полам и способность выезжать на улицу – чаще всего востребовано в старых зданиях (промышленного типа) небольшой высоты.

Произошло разделение склада по зонам обслуживания (зона приемки/отгрузки, отборки заказов, хранения) с использованием той техники, которая максимально подходит под конкретные виды работ и условия эксплуатации.

Если традиционно для погрузчика с его достаточно большими габаритами и требуемой шириной проезда для штабелирования, как показывает практика не менее 3,5 метра, отводилась большая часть полезной площади, то сегодня эти «сэкономленные» метры отводятся для хранения груза. Применение современной узкопроходной техники (штабелеров и комплектовщиков заказов) позволяет сузить межстеллажные проходы до 2-х метров и менее, в зависимости от высоты хранения и параметров груза. Одновременное увеличение высоты складирования весьма ощутимо сказывается на вместимости склада. Мировой опыт, используемый отечественными гипермаркетами и первыми складскими комплексами, претендующими на попадание в класс «А», за 3 – 5 лет своей деятельности подтвердили, что затраты на специальные наливные полы, стеллажное оборудование, и современную грузоподъемную технику окупаются. Особое внимание следует обратить на соответствие напольных покрытий мировым стандартам DIN 15185 и требованиям складской техники.             

Возвращаясь к классическому вилочному погрузчику, хочется отметить, что в виду высокого расположения центра тяжести, при подъеме вил свыше 3-х метров грузоподъемность снижается существенно по мере поднятия вил в сравнении с ричтраками либо с узкопроходными штабелерами. К примеру, ричтрак с номинальной грузоподъемностью в 1,4т поднимет  груз массой 1,4т на всей высоте вылета мачты. Смещенный центр тяжести к низу машины с конструкцией горизонтального рич-выдвижения механизма подъема надежно обеспечивает его устойчивость. В привязке к строительной тематике, хочется отметить, что это особенно эффективно для работы с тяжелым товаром, к примеру, сухими строительными смесями, красками, метизной продукцией, различными мелкоштучными материалами. Конструкция рич-выдвижения используется и на технике с 4-х сторонним движением, которая применяется для перемещения и высотного хранения длинномерных грузов. Оптимизация складской площади позволяет расширить номенклатуру продукции, что идеально, к примеру, для компаний, работающих с фурнитурой, где ассортимент позиций может исчисляться десятками сотен. При использовании узкопроходных комплектовщиков заказов, возможно проведение отборки товара (заказов) оператором на высоте свыше 15м.

Ошибки, которых можно избежать

Как показывает практика, покупатель обращается к поставщику техники на стадии строительства, а зачастую за 1-3 месяца до сдачи склада. Поставка техники в свою очередь занимает от 3-х до 6-ти месяцев.

 На стадии проектирования строительства (реконструкции) закладывается техника без консультаций с квалифицированными специалистами, предварительные планировки расстановки стеллажей изначально могут быть реализованы только на бумаге, а не в реальной действительности.

Необходимо учитывать, что одна и та же модель складской техники (к примеру, штабелер номинальной грузоподъемностью 1200) может иметь остаточную грузоподъемность на максимальной высоте 500 и 1200кг. Это зависит от ширины шасси, веса аккумуляторной батареи, использования навесного оборудования и др., что в свою очередь влияет на требуемую ширину проезда для штабелирования. Производители, как правило, размещают на электронных сайтах характеристики базовой модели с минимальными характеристиками.

Особое внимание необходимо уделить зарядной комнате при использовании электрической техники с кислотными тяговыми батареями. При отсутствии возможности организации зарядной комнаты возможно использование необслуживаемых батарей, однако следует уточнить у поставщика погрузочной техники особенности эксплуатации тех или иных видов батарей, предоставить информацию поставщику о режиме и сменности работ, возможности проводить кратковременные заряды. Информацию касательно необслуживаемых батарей гелевых, Li-ion, Nexys можно получить здесь.

При заказе изготовления наливных полов и комплектации складской техникой не рекомендуем чрезмерно экономить, придерживайтесь консультаций квалифицированных специалистов и разумной экономии. 

Рекомендации по выбору техники

Во-первых, техника должна обеспечивать бесперебойную и эффективную работу склада. Следует учитывать, что найти подменную технику в случае возникновения неисправности достаточно сложно, а в большинстве случаев и невозможно, т.к. складская техника заказывается с исполнением под конкретного заказчика. Кроме предъявления требований к высокой надежности техники, обращайте внимание на квалификацию и возможности поставщика (наличие соответствующего оборудования для диагностики и ремонта, квалифицированного персонала, филиалов, склада запасных частей и т.д.). Не рекомендуем покупать складскую технику заочно: по звонку либо через интернет.

Не рекомендуется использование внутрискладской техники китайского производства, т.к. уровень качества пока далек от европейских и японских производителей, техника с высотой хранения свыше 8.5 метров пока в Китае не производится. Следует отметить, что отдельные европейские компании торгуют китайской техникой под европейскими брендами и зачастую их ассортимент ограничивается ведомыми тележками, штабелерами и ричтраками с высотой подъема до 8.5 метров. Обычно эта техника в наличии на европейских складах (к примеру, в Италии) и срок поставки около 2-3 недель, страна происхождения не афишируется, а преподносится, как итальянский продукт. При возникновении неисправностей по технике китайского производства возможные простои, отсутствие подменной техники на время доставки запасных частей и устранение неисправности перекроют разницу в стоимости с высококачественной техникой.

На протяжении более 5-ти лет компания «TOYOTA» безусловный лидер на мировом рынке погрузочной техники. На выпускаемых электрических погрузчиках под брендом «Toyota» и складской техники «ВТ» устанавливается система переменного тока второго поколения АС2 с регенерацией в АКБ до 30% расходуемой энергии. Данные инновационные решения позволяют преобразовывать излишки энергии, получаемые при опускании груза и торможении машины, в полезную энергию, направляемую на подзарядку батареи.

Система активной стабилизации (SAS) безопасной работы техники, основанная на более 100 патентах является непревзойденной высотой для ближайших конкурентов, использующих системы пассивной стабилизации.

Складская техника «ВТ» комплектуется всеми необходимыми опциями для высотного хранения с использованием передовых технологий: системой видеонаблюдения, включая видеокамеру встроенную в корпус вилы и цветной монитор, преселектор высоты для программирования высот подъема, телескопические вилы, датчики столкновений, роликовыми приспособлениями для замены АКБ при многосменном режиме работы, антикоррозийное исполнение и исполнение для работы в морозильных камерах до -35градусов и многое др.

Что покупают клиенты

По данным компании Белпромимпэкс, увеличивается количество продаж внутрискладской техники взамен вилочным погрузчикам. Повышается доля электрических погрузчиков в общем объеме продаж погрузчиков. Увеличивается доля продаж ведомых самоходных тележек и штабелеров. На смену ручных тележек приходит электрическая техника.

За последние годы реализовано более десятка проектов с использованием узкопроходной техники с системой движения с ограничительными направляющими, а также по индукционному кабелю, поставлены 2 полуавтоматические системы беспроходного хранения с использованием радиошаттлов. Хорошо зарекомендовала система управления парком погрузочной техники TWIS I-site и это отмечено, как со стороны пользователей клиентов, так и со стороны ответственных за эксплуатацию собственного арендного парка складской техники.

В 2016 реализован проект организации безопасного движения техники на складе с использованием «светофорного регулирования» системы Spot me.

Автор: Леонид Лещинский – МАСТЕРСКАЯ. Современное строительство, №11 ноябрь 2010

Погрузчики или грузчики? Современные тенденции складских технологий