Вопросы - ответы

11 февраля 2019, понедельник

Особенности расчета норм расхода топлива на автотранспортную технику (в вопросах и ответах)
 
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОТРАНСПОРТНУЮ ТЕХНИКУ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
 
Вопрос: Пунктом  12.1  Инструкции  о  порядке  применения  норм расхода  топлива  для   механических  транспортных  средств,  машин,
механизмов и оборудования, утвержденной постановлением  Минтранса РБ от   23.07.2004  № 26  (далее  -  Инструкция),  предусмотрено,   что повышение линейной  нормы  расхода  топлива  производится  в  случае работы   механических   транспортных   средств,   машин,  механизмов  и  оборудования  при  отрицательных  температурах  окружающей  среды  в  период  с 1  ноября по 31  марта  в  зависимости  от  фактической  среднесуточной температуры воздуха:
     от 0 до -10 °С - до 7%;
     от -10 °С и ниже - до 10%.
     Условием   начала   применения   данного   повышения   являются установившиеся  отрицательные среднесуточные температуры  в  течение 5 дней  подряд  по данным Гидрометеорологического центра РБ (начиная  с 6-го  дня). Данное повышение устанавливается приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
     Гидрометеоцентр   предоставляет   информацию  о  среднесуточных температурах  только по прошествии месяца. В путевых листах движение топлива отражается ежедневно.
     Как   учесть   в   путевых   листах  повышение  нормы  в  связи  с отрицательными температурами?
Ответ:   Повышение   норм   расхода  топлива  в  зимний  период производится исходя из фактической отрицательной температуры воздуха
по  данным  Гидрометеоцентра  РБ. Среднесуточную температуру воздуха можно  узнать  ежедневно  на  официальном  сайте Гидрометеоцентра РБ (http://www.pogoda.by/).   Допускается  определение  температуры  по результатам собственных измерений, произведенных ответственным лицом по состоянию на 8 часов утра и должным образом задокументированных.
______________________
Вопрос:  Какой  документ  служит  в организации доказательством того, что установилась определенная среднесуточная температура?
Ответ: Подтверждением среднесуточной температуры могут являться данные   Гидрометеоцентра   (Ежедневный   бюллетень   погоды,   сайт http://www.pogoda.by/), а также журнал регистрации температуры.
 
______________________
Вопрос:  Автомобиль  перевозит   грузы   по   всей  республике.  Среднесуточную   температуру  в   каком  населенном  пункте  следует
принимать для установления повышения линейной нормы расхода  топлива согласно п.12.1 Инструкции?
Ответ:   При  перевозках  грузов  и  пассажиров  по  Республике Беларусь  повышение  линейной  нормы  расхода  топлива  производится
исходя из среднесуточного значения температуры воздуха в начальном и конечном пункте маршрута.
 ______________________
 
Вопрос:  Автомобиль  перевозит  грузы по Европе. Среднесуточную температуру в какой стране  (населенном  пункте)  следует  принимать
для установления повышения линейной нормы расхода топлива?
Ответ:  При эксплуатации автомобилей в странах Европы повышение линейной  нормы  производится  исходя  из среднесуточной температуры
воздуха  в  стране  нахождения  автомобиля. Информацию о температуре воздуха  в  странах  Европы  можно получить на информационных сайтах (например, http://www.euronews.net).
______________________

Вопрос:  Устанавливается  ли  повышение  линейной нормы расхода топлива  согласно п.12.1 Инструкции для тракторов в случае их работы
при отрицательных температурах?
Ответ:  Повышение  распространяется на нормы расхода топлива на работу тракторов, машин, механизмов и оборудования.
______________________
 
Вопрос:  После     пятидневной     отрицательной    температуры  в организации было установлено  повышение  линейной   нормы  расхода
топлива согласно п.12.1 Инструкции. Через несколько дней температура   стала положительной.
     Необходимо  ли   в  таком  случае  отменять  повышение (начиная с 6-го  дня)  или  оно  не  отменяется  и  действует  до  31  марта?
Применяется  ли  аналогичная  схема  установления повышения линейной нормы расхода топлива при установлении повышения в размере 7% и 10%?
Ответ:  При  положительных температурах воздуха повышение нормы расхода  топлива не применяется начиная с 1-го дня. Подобным образом
при  отрицательных  температурах производится повышение норм расхода топлива в зависимости от среднесуточной температуры воздуха.
______________________

Вопрос:  Автотранспортное  средство  находилось  в   длительном рейсе  (при    международных   перевозках),   в   течение   которого  
среднесуточная      температура     была      как     отрицательная, так и положительная.
     Каким  образом следует  учитывать  в  данной ситуации повышение  линейной нормы расхода топлива согласно п.12.1 Инструкции?
Ответ:   В   случае   нахождения   автомобиля   в  многодневных командировках,     в    т.ч.    международных,    повышение    нормы
пересматривается   ежедневно   исходя   из  фактической  температуры окружающей среды в районе нахождения автомобиля.
______________________

Вопрос:  На  автомобиль комиссией по проведению амортизационной политики  организации   установлен   срок   полезного  использования
7  лет,   а  согласно  Временному  республиканскому   классификатору  основных средств и  нормативным   срокам  их   службы,  утвержденным постановлением Минэкономики  РБ  от  21.11.2001  № 186,  нормативный   срок службы такого автомобиля - 9 лет.
     Для  применения   повышения   линейной  нормы  расхода  топлива на  основании п.12.19 Инструкции по автомобилям с завершенным сроком эксплуатации   принимается   срок   полезного   использования   либо нормативный срок службы?
     Ответ:   Для   применения   повышения   норм  расхода  топлива, указанного  в подп.12.19 Инструкции, срок амортизации определяется в
соответствии  с  Временным  республиканским классификатором основных средств    и   нормативными   сроками   их   службы,   утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186.
______________________
 
Вопрос:   Каким   образом   рассчитывается  нормативный  расход моторных масел и смазок?
Ответ:  Нормы расхода смазочных материалов установлены в литрах (консистентных  смазок  -  в  килограммах)  на 100 л (куб.м  сжатого
природного газа) общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данной модификации автомобиля.
     Указанные  нормы  включают  в себя замену масла при техническом обслуживании и доливку в процессе эксплуатации.
     Приведем     порядок     расчета     нормативного    количества израсходованных   моторных  масел  и  смазок  на  примере  грузового
бортового автомобиля МАЗ-5335.
     Исходные данные:
     - линейная норма расхода топлива - 23,0 л/100 км;
     - норма расхода моторного масла - 2,9 л/100 л расхода топлива;
     - периодичность замены моторного масла - 10 000 км;
     - заправочный объем системы смазки двигателя - 24,0 л.
     Расход топлива автомобилем за 10 000 км составляет:
 
                     10 000 / 100 х 23,0 = 2300 л.
 
     Расход моторного масла на 10 000 км пробега составляет:
 
                   2300 / 100 х 2,9 = 66,7 л, в т.ч.:
 
     на замену - 24,0 л;
     на доливку в процессе эксплуатации - 42,7 л.
     Расход   трансмиссионных,  специальных  масел  и  консистентных смазок определяется аналогичным способом.
______________________
 
Вопрос:  Если установленная норма расхода топлива отсутствует и на  автомобиль  установлена  временная норма, но в течение 3 месяцев
она не утверждена, как поступать организации начиная с 4-го месяца?
Ответ:  В  случае отсутствия установленных норм расхода топлива до  их  утверждения учет фактического расхода топлива при движении в
черте  города  и   за  ее пределами производится по временным нормам, соответствующим    контрольным   расходам   топлива,   установленным  заводом-изготовителем  на  срок  не  более  3 месяцев. Нормы расхода топлива  разрабатываются  БелНИИТ «Транстехника» на основании заявок юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей. После разработки нормы  расхода  топлива  списание производится по норме, указанной в гарантийном  письме  БелНИИТ,  которая  действует  до ее утверждения
Минтрансом РБ.
 
28.06.2005 г.
 
Владимир Сузанский, аудитор
 
Журнал «Главный Бухгалтер. Транспорт» № 3, 2005 г.
 
С  6  июля 2005 г. Инструкция  о  порядке  применения
норм  расхода  топлива для механических транспортных средств, машин,
механизмов  и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ
от   23.07.2004   №   26  на  основании  постановления  Министерства
транспорта и коммуникаций от 16.06.2005 № 28 утратила силу.
______________________

Вопрос: Организация не утверждала нормы расходов топливно-энергетических ресурсов, так как считала, что эти расходы за год не превысят 100 тонн условного топлива. Фактически за год указанные расходы превысили 100 тонн условного топлива. При налогообложении прибыли не учитываются все расходы топливно-энергетических ресурсов или только расходы, превышающие 100 тонн условного топлива?
20.05.2014
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
При этом при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подпункт 1.7 статьи 131 НК).
В соответствии с частью третьей подпункта 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (далее - Постановление № 1582)) организациями с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме 100 тонн условного топлива и менее нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в случае если у организации, не разработавшей и не утвердившей нормы расхода топливно-энергетических ресурсов, на основании подпункта 1.3 Постановления № 1582 суммарное годовое потребление превысит 100 тонн условного топлива, то весь расход топливно-энергетических ресурсов является сверхнормативным и не учитывается при исчислении налога на прибыль.
______________________

Вопрос: Организация (вид деятельности - оптовая торговля) арендует офис у завода. Нормы ТЭР не превышают 100 тонн условного топлива и не разрабатываются. Установлен счетчик на электроэнергию. Кто должен доводить до данной организации лимиты? Кто их должен составлять? Каков порядок бухгалтерского учета и отражения в налоговом учете?

Ответ: В соответствии с подп. 1.1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 N 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (далее - Постановление N 1582) нормированию подлежат расходуемые на основные и вспомогательные нужды организациями топливо, электрическая и тепловая энергия независимо от источников энергообеспечения. Но при этом организациями с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме 100 тонн условного топлива и менее нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются (подп. 1.3 Постановления N 1582).
Методологический порядок по нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работы, услуги) в народном хозяйстве Республики Беларусь определен в Положении о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденном Постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19.11.2002 N 9 (далее - Положение N 9).
Пунктом 39 Положения N 9 определено, что организации и индивидуальные предприниматели, сдающие в аренду здания или помещения (арендодатели), производят расчет норм расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию помещений и горячее водоснабжение по каждому зданию и по каждому арендатору.
Представление норм расхода ТЭР (предельных уровней потребления топливно-энергетических ресурсов) на согласование (утверждение) для арендаторов в Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (областные, Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов) осуществляет арендодатель, что должно быть отражено в договоре между арендодателем и арендатором.
Поскольку организация занимается оптовой торговлей, то в соответствии с п. 8 Положения N 9 для организаций и индивидуальных предпринимателей, не выпускающих продукцию (не выполняющих работы и не оказывающих услуги по производству продукции), к нормам расхода приравниваются предельные уровни потребления ТЭР.
Согласно определению (гл. 1 Положения N 9) предельный уровень потребления ТЭР (лимит) - максимально допустимое потребление ТЭР, необходимое на планируемый период.
На основании вышеизложенного для организации, основным видом деятельности которой является оптовая торговля, нормируемой единицей потребления ТЭР является предельный уровень (лимит), который должен согласовываться (утверждаться) арендодателем в Комитете по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и доводиться до арендатора, но с учетом действия подп. 1.3 Постановления N 1582: организациями с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме 100 тонн условного топлива и менее нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются.
В случае, указанном в вопросе, арендодателем является завод, для которого разработка норм расхода ТЭР на единицу продукции, а также согласование предельных уровней потребления топливно-энергетических ресурсов является обязанностью с учетом норм Положения N 9.
При расчете лимитов потребления ТЭР в целом по заводу арендодатель должен будет учесть и расходы арендатора (в объеме ресурса 100 тонн условного топлива), при этом не производя отдельных расчетов предельных уровней потребления ТЭР для арендатора.
Наличие приборов учета электроэнергии (счетчика) дает основание арендодателю производить расчеты с арендатором по возмещению расходов за потребленную электроэнергию по его показаниям, но при этом следует осуществлять постоянный контроль за объемом потребляемых энергоресурсов в размере не более 100 тонн условного топлива. При превышении указанного норматива следует разработать предельные уровни потребления ТЭР, согласовать в установленном законодательством порядке и довести их до арендатора.
При получении счетов от арендодателя за потребленную электроэнергию арендатор вправе включить в состав издержек обращения расходы по возмещению ТЭР в полном объеме, что не противоречит подпункту 7.10 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 N 210/161/151, согласно которому в элементе «Материальные затраты» в составе себестоимости отражается в том числе и стоимость покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды организации.
Затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемой самой организацией, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат на производство продукции (работ, услуг).
При условии, что потребление арендатором ТЭР в отчетном периоде не превышает доводимых подп. 1.3 Постановления N 1582, на основании выставленных арендодателем счетов за потребленную электроэнергию в бухгалтерском учете арендатора хозяйственные операции по возмещению расходов арендодателя будут отражены следующими записями по счетам учета:
Д-т 60, 76 - К-т 51 - на сумму предъявленных к оплате счетов за потребленную электроэнергию;
Д-т 44 - К-т 60, 76 - включение в состав издержек обращения расходов за потребленную электроэнергию согласно показаниям счетчика;
Д-т 18 - К-т 60, 76 - отражение сумм НДС, выделенного арендодателем.
В соответствии с подп. 2.5 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» стоимость топливно-энергетических ресурсов включается в затраты в пределах лимитов, доводимых до организаций в установленном порядке.
Поскольку установленный порядок (подп. 1.3 Постановления N 1582) не обязывает арендатора (или арендодателя) разрабатывать лимиты потребления ТЭР, то стоимость топливно-энергетических ресурсов включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при обложении налогом на прибыль, в пределах показаний счетчика;
Д-т 90 - К-т 44 - на сумму расходов при признании выручки (по методу согласно учетной политике).

Аудитор
Т.В.ПОЗНЯК
20.04.2009
И не важно, что ответ 2009г., по сути ничего не поменялось, я получаю от арендодателей документы,в которых вместо слова лимиты прописывают слово нормы.
_________________________________________________________


ВОПРОС: Как правильно списывать топливо, фактически израсходованное, если расход получился  ниже установленной линейной нормы?
 
ОТВЕТ: Списание топлива следует производить не по установленным нормам, а по фактическому его расходу.
При этом расход топлива в пределах установленных норм расхода списывается на себестоимость и включается в состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли, а фактический расход топлива, превышающий расход, рассчитанный по установленным нормам, - списывается за счет виновных лиц либо за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Фактический расход топлива устанавливается путем ведения учета отпуска (заправки) топлива и проведения систематических замеров остатков топлива в баках. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков.
Контроль за обоснованностью расхода топлива производится исходя из пробега автомобилей согласно путевым листам и установленным в организации нормам расхода топлива.
При установлении норм расхода топлива следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
При установлении норм расхода топлива используются линейные нормы расхода, утвержденные постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций РБ для соответствующего вида автомобильной техники.
Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
Для автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе или сжиженном углеводородном газе, линейные нормы расхода топлива установлены в литрах на 100 км пробега (л/100 км).
Следовательно, норма расхода топлива также устанавливается для пробега автомобиля, рассчитываемого исходя из показаний спидометра.
 
Татьяна Сукристик, аудитор
 ____________________________________________________
ИП, деятельность международные грузоперевозки.
Вопрос: о норме расхода топлива на седельный тягач+полуприцеп. В соответствии с п.2 Инструкции О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И ОБОРУДОВАНИЯ №141 от 31.12.2008г."При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями". Означает ли это, что ИП не нужно утверждать сам расчет нормы расхода топлива? или все равно необходимо применять все повышающие или понижающме коэффициенты. Кроме того, руководитель организации или ИП имеют право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.Таким образом, нормы, а следовательно, размер включаемых в состав затрат расходов на топливо при эксплуатации автотранспорта могут быть определены внутренним документом организации самостоятельно. При этом в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включается расход топлива в пределах установленных норм его расхода.


Порядок применения норм расхода топлива ?
Рубрика: Ведомственный контроль и аудит
газета: №1-2 (502-503) 2013 г.
Дата: 15.01.2013, 08:32

Деятельность проверяющих органов в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь" предусматривает прежде всего преду-предительный характер контрольной (надзорной) деятельности.
При этом Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь" определено, что одной из основных задач ведомственного контроля является своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства (абз. 3 пп. 2.5 П. 2).
Нарушения при использовании служебного транспорта имеют место в большинстве проверенных организаций: неправильное применение норм расхода топлива, применение "зимнего" повышения норм расхода топлива без учета температуры окружающего воздуха, неверный расчет понижения норм расхода топлива при движении транспортных средств за городом и другие нарушения, повлекшие излишнее списание топлива.
Эффективность использования горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) в свою очередь влияет на рентабельность работы организации, являясь одним из рычагов управления ее конкурентоспособностью.
Бухгалтерский учет ГСМ и их нормирование являются одним из наиболее трудоемких и сложных участков в экономической деятельности организации.
Нарушение порядка применения норм расхода топлива может привести к необоснованному списанию горюче-смазочных материалов и возникновению ущерба (вреда) организации, причиненного действиями (бездействием) работников.
Пунктом 1 статьи 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) установлено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 131 НК при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, доводимых до организаций в установленном порядке.
Согласно абзацу второму пункта 1 письма Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь от 27.03.2012
№ 2-2-23/637 "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль" предусмотрено, что вышеуказанное требование распространяется в том числе и на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.
В соответствии с подпунктом 5.40 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 985, Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством технические нормативные правовые акты, нормы в области транспортной деятельности.
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141).
При этом нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (пункт 2 Инструкции № 141).
Понятие "норма расхода топлива" применительно к автомобильному транспорту, автотракторной технике, машинам, механизмам и оборудованию подразумевает установленное значение меры их потребления при работе машин, механизмов и оборудования конкретной модели, марки или модификации.
Линейная норма расхода топлива — это объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива, т. е. это базовая норма расхода топлива.
Норма расхода топлива на выполнение определенного вида работ трактором, машиной, механизмом и оборудованием — объем топлива, потребляемый двигателем трактора, машины, механизма и оборудования с учетом конкретных режимов работы за один машино-час или за выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) контейнера и тому подобное).
Нормы расхода топлива можно повышать (понижать) в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, машины, механизма.
Применяемая в организации расчетная норма расхода топлива утверждается приказом руководителя. В данном приказе целесообразно указать по каждой марке автомобиля или иной техники базовую (линейную) норму расхода топлива, повышения (понижения) нормы, дополнительный расход топлива, а также расчетную норму расхода топлива, которая будет применяться при фактическом списании топлива.
Каждая организация вправе самостоятельно определить расчетные нормы расхода топлива с учетом технологических особенностей своего производства.
Как правило, если руководителем не издается приказ о повышении (понижении) нормы расхода топлива, то применяются базовые (линейные) нормы, утвержденные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Однако руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Следует отметить, что в случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь учет фактического расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, но в течение не более 6 месяцев (пункт 7 Инструкции № 141).
Временная норма расхода топлива — это объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией заводом-изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации.
Необходимо отметить, что временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем в случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем (часть вторая пункта 7 Инструкции № 141).
Если завод-изготовитель или его официальный представитель письменно подтверждает, что конкретная модификация механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования не имеет конструктивных отличий от соответствующей модели, которые влияют на расход топлива, то применяется утвержденная норма на соответствующую модель механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования.
Нередко организации ограничивают применение "зимнего" повышения норм расхода топлива периодом с 1 ноября по 31 марта либо календарными месяцами зимы, не учитывая при этом температуру окружающего воздуха. Также некоторые организации в качестве условия начала применения данного повышения отслеживают установившиеся отрицательные среднесуточные температуры в течение нескольких дней подряд.
В данном случае следует учитывать норму пункта 3 Инструкции № 141, которым предусмотрено, что для целей Инструкции № 141 зимние условия эксплуатации — это эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха ниже 0 оС.
Таким образом, рассматриваемое повышение не связано с конкретным периодом времени и не требует отслеживания установившихся отрицательных среднесуточных температур в течение 5 дней подряд. Достаточное условие применения рассматриваемого повышения — отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0 оС).
В соответствии с пунктом 8 Инструкции № 141 отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием.
Применяя данное повышение, необходимо учитывать, что в организации должно быть назначено ответственное лицо для проведения измерений отрицательных температур на дату и время выпуска транспортного средства на линию с регистрацией полученных результатов в специальном журнале утвержденной формы.
При этом для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется (часть вторая подпункта 10.1 пункта 10 Инструкции № 141).
Согласно части первой подпункта 10.1 пункта 10 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10 %.
Следует обратить внимание на ряд иных особенностей при применении повышений норм расхода топлива, несоблюдение которых приводит к излишнему списанию топлива.
Так, при эксплуатации автомобиля в городах в зависимости от численности населения линейная норма повышается в следующих размерах:
от 100 до 300 тыс. человек — не более 5 %;
от 300 тыс. до 1 млн — не более 10 %;
от 1 до 3 млн — не более 15 %;
свыше 3 млн — не более 25 %.
В случае если автомобиль оборудован кондиционером, установкой "климат-контроль" либо дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, к линейной норме расхода топлива допустимо применять повышение не более 7 % независимо от времени года. При этом если работа автономного подогревателя двигателя не предусматривает автоматического режима, для списания израсходованного дополнительным оборудованием топлива применяется отдельная норма, установленная Минтрансом. При отсутствии нормы на используемую модель подогревателя может быть подана заявка в БелНИИТ "Транстехника".
Новому или прошедшему капитальный ремонт автомобилю на первую тысячу километров пробега линейная норма расхода топлива может быть увеличена не более чем на 10 %. Если у механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования истек нормативный срок службы, но оно по-прежнему используется в предпринимательской деятельности, применяется повышение нормы не более 8 %).
Зачастую в отношении автомобилей, имеющих конструктивные отличия от соответствующих моделей автомобилей, указанных в постановлениях Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, необоснованно применяются нормы для соответствующих моделей автомобилей.
Придя к выводу об отсутствии соответствующих норм, организация вправе обратиться в БелНИИТ "Транстехника" с заявкой об установлении новых норм. При этом в период разработки таких норм применяются временные нормы.
Обращаем внимание руководителей организаций, что с 1 августа 2012 года вступило в силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 "Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" (далее — постановление № 3), в соответствии с которым установлены нормы расхода топлива на новые виды механических транспортных средств, судов, механизмов и оборудования, а также пересмотрены (в ряде случаев в сторону уменьшения) ранее действовавшие.
На основании изложенного в целях предупреждения возможных нарушений действующего законодательства Служба предлагает организациям, подчиненным Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минстройархитектуры, на основании данной информации принять исчерпывающие меры по устранению указанных нарушений (в случае их наличия), а также привести локальные нормативные правовые акты в соответствие с новыми нормами расхода топлива, предусмотренными постановлением № 3.
Д. А. Алейников главный контролер-ревизор КРУ РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры"
_______________________________________________________________________



Вопрос: Организация в ноябре 2013 г. приобрела автомобиль, на который на момент покупки отсутствовали нормы расхода топлива, утвержденные БелНИИТ «Транстехника». На время отсутствия сведений о норме расхода топлива организация самостоятельно утвердила приказом временные нормы расхода.
Спустя 2 месяца после покупки организация получила письмо от официального дилера, у которого и был приобретен автомобиль, с нормами расхода топлива, устанавливаемыми производителем. На основании данного письма нормы расхода топлива по данному автомобилю были приведены в соответствие с рекомендуемыми производителем.
Запрос в БелНИИТ «Транстехника» относительно разработки нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль был отправлен в январе 2014 г. Однако по истечении 6 месяцев с момента приобретения автомобиля ответ на запрос в БелНИИТ «Транстехника» получен не был. Поэтому организация продолжала использовать нормы, рекомендованные производителем, с отнесением на затраты, участвующие в налогообложении.
Разработанные БелНИИТ «Транстехника» нормы расхода топлива были получены спустя почти 9 месяцев после направления запроса. Можно ли расход топлива за период до получения норм отнести на затраты, участвующие в налогообложении?

Ответ:
В соответствии со ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от времени (срока) их оплаты.
При этом согласно п. 1.7 ст. 131 НК при налогообложении не участвуют затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, доводимых до организаций в установленном порядке.
Нормы расхода и порядок их применения установлены Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция).
В соответствии с ч. 1 п. 7 Инструкции в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев.
В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
При этом временная норма расхода топлива — это объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) — изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации (п. 3 Инструкции).
Одновременно следовало подать заявку на разработку норм топлива в Республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», которое уполномочено давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Инструкции (п. 2 Инструкции).
Исходя из изложенного, по истечении установленного законодательством 6-месячного срока и до появления утвержденных в общеустановленном порядке норм расхода топлива на приобретенный автомобиль, стоимость израсходованного им топлива, рассчитанного исходя из временной нормы, организации следует относить на затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли.

Вопросы - ответы